Датчик топлива по CAN-шине – наиболее эффективный способ контроля расхода топлива
Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции.
Русские эмигранты спросили его:
— Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось.
— Воруют, — ответил Карамзин…Сергей Довлатов
Известно, что одним из способов увеличить доходность является снижение издержек. Значительные расходы для большинства предприятий приходится на эксплуатацию транспорта. А если учесть, что стоимость топлива выросла за последние три года на 77% (по данным агентства РосБизнесКонсалтинг), то естественным ответом на подорожание топлива должен стать его меньший расход.
Понятно, что у каждого автоперевозчика своя специализация, своя ответственность перед заказчиком, а значит и, наряду с общими перевозками, есть свои специфические задачи. Но контроль топлива важен большинству автоперевозчиков. К сожалению, существуют как недобросовестные водители, так и диспетчеры автопарков. А так как одна из наибольших статей затрат – топливо, махинации с ним – излюбленный источник наживы недобросовестных сотрудников. Возникает вопрос: как эффективно бороться со сливом топлива, «левыми» рейсами, простоями и отклонениями от маршрута? Сами автоперевозчики на специализированном интернет-форуме отвечают на этот вопрос так: «Мы воровство водителей и операторов изжили: зарплатами (достойными), условиями труда (приемлемыми) и «ежовыми» рукавицами (тотальный контроль)».
Под «ежовыми» рукавицами, здесь подразумевается правильно выбранная система спутникового мониторинга и контроля топлива. Для борьбы со сливами топлива существуют специальные датчики контроля расхода топлива, дающие объективную картину по заправкам, сливам и графику его расхода.
На сегодняшний день известны три метода контроля расхода топлива:
- По изменению уровня топлива в баке.
- По измерению объема проходящего топлива в топливной магистрали двигателя.
- По CAN шине.
При первом методе для определения расхода топлива используется датчик уровня топлива в баке, как правило, погружной (врезной) или современный ультразвуковой (накладной датчик без деформации бензобака, контакт с топливом отсутствует). Основное преимущество данного метода – возможность контроль заправок и сливов (объем, время, место). Недостатков, к сожалению, больше: относительно невысокая точность измерения на небольших отрезках времени, когда уровень в баке изменяется незначительно; трудно обнаружить слив, осуществляемый с небольшой скоростью из бака, или из обратной магистрали.
Второй метод принципиально отличается от предыдущего более высокой точностью измерения, так как происходит контроль фактического потребления топлива двигателем непосредственно в топливной магистрали. Недостатками являются: отсутствие контроля объемов и времени заправок, мест сливов и высокая цена датчиков. Особенно если у ТС дизельный двигатель с электронным управлением форсунок. В этом случае можно установить только дорогой дифференциальный (двухкамерный) датчик, через который проходит и «обратка».
Наилучший вариант, конечно, третий – для современных автомобилей. В нем данные о расходе топлива поступают от блока управления двигателя по информационной шине. Шина CAN (J1939/FMS) для считывания рабочих параметров с бортового компьютера и CAN-датчиков. Данный протокол поддерживают такие производители как SCANIA, MAN, VOLVO, DAF, IVEKO, MERCEDES (Daimler), КАМАЗ и МАЗ последних модификаций, а также ряд автомобилей других производителей, использующих данный стандарт и протокол. В список параметров, которые можно получить через шину CAN вошли: скорость автомобиля, состояния круиз-контроля, педали газа, тормоза и сцепления, расход топлива, уровень топлива в баках (до 6 датчиков), обороты двигателя, пробег до ТО, моточасы, температура охлаждающей жидкости, масла и топлива, общий и суточный пробег автомобиля, нагрузка на ось (колеса). Кроме того, предусмотрены пользовательские параметры, не вошедшие в стандарт FMS J1939.
Кстати, контроль нагрузки на оси позволяет избежать существенных штрафов за превышение ограничения нагрузки и в то же время обеспечить полную загрузку машины.
Таблица штрафов:
12.21.1 ч.3 Перевозка ТВ грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов. штраф: на водителя — от 1500 до 2000 руб., на должн. лиц — от 10000 до 15000 руб., на юрид. лиц — от 250 000 до 400 000 руб.
comments powered by HyperComments